Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло

Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло

Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло Ноябрьское падение продаж легковых авто после длительного периода непрерывного роста вряд ли стало для кого-то неожиданностью. Слишком много факторов сложилось вместе для того, чтобы рынок почувствовал себя некомфортно. Портал «АвтоВзгляд» решил поговорить и об этом, и о надежде некоторых экспертов на конкуренцию, которая должна привести продавцов в чувство. То, что российский авторынок имеет нехилый шанс притормозиться в своем триумфальном шествии к утерянным вершинам, было понятно. О путах, которыми его окутали наши финансово-экономические гении, не писал только ленивый. Резкое увеличение утильсбора, кардинальное повышение учетной ставки, падение курса рубля, мизерный уровень локализации сборочных процессов и производства комплектующих загоняли цены вверх, что не могло не отразиться на объемах продаж.

Зато читал Адама Смита

По мере накопления негативных факторов рынок стал потихоньку терять темпы роста. Какое-то время все шло более, чем замечательно. Июль по отношению к июню принес увеличение продаж на 14,2%, август к июлю — на 14,6%. Но сентябрь уже не порадовал — всего +0,6%. За ним последовал невнятный октябрь с плюсом в 1,7%. И вот, наконец, ноябрь продемонстрировал падение на 2,3%.

Это все как раз не удивительно, а более-менее ожидаемо. Удивительно другое — выводы, которые делаются по результатам прошлого месяца. «Бурный рост, наметившийся с начала года, замедлился, быть может, даже остановился –замечает исполнительный директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Удалов. — В декабре, как это всегда бывало, следует ожидать подъема, однако дистрибьюторы и дилеры прекрасно понимают, что всплеска продаж уже не будет. Мы переходим к новой стадии рынка, которой свойственны жесткая конкуренция между марками и моделями».

Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло

Как говорил герой в одном известном фильме: «Каждый заблуждается в меру своих возможностей». В данном случае я имею в виду тезис о скором приближении периода бескомпромиссной конкурентной борьбы.

Подсознательное желание выдать желаемое за действительное может сыграть злую шутку с любым аналитиком, особенно вкупе с навязчивым стремлением отыскать-таки «невидимую руку рынка», возможно, актуальную во времена Адама Смита, но спустя два с половиной столетия полностью скомпрометировавшую свою роль универсального регулятора.

Давайте обратимся к цифрам. Сейчас продажи легковушек на рынке вышли примерно на уровень сентября 2021 года. Если они продолжат держаться чуть выше 110 тысяч машин в месяц, то при оптимистичном сценарии в 2024 году, или при базовом сценарии в 2025-ом, нам удастся достичь вожделенного объема продаж в 1,5 млн. автомобилей — то есть, минимально приемлемого насыщения рынка. Тогда можно будет рассуждать о какой-то конкуренции, хотя при господстве в мире транснациональных концернов это и тогда будет выглядеть несколько наивно.

Костлявая рука рынка берет российских водителей за горло

Так говорил Заратустра

Надо заметить, что авторынок в нашей стране вообще весьма странный, с огромными дисбалансами и перекосами. Подавляющая часть выпускаемых и завозимых легковушек в результате сумасшедшей ценовой гонки переползла в дорогой ценовой сегмент, и прекрасно там себя чувствует. Переписывать прайсы в сторону уменьшения нашим автосалонам Заратустра не позволял, не позволяет и впредь не позволит. Ни о какой конкуренции там речи не идет, а скорее можно вести разговор о монопольном сговоре.

Средневзвешенная цена китайского автомобиля составляет 3,37 млн. рублей. При медианной зарплате в 50 тысяч российскому водителю потребуется вкалывать без питья и еды более 5 лет, чтобы на него заработать. Если же учесть самые необходимые траты, то этот срок увеличится до 10 лет — несколько дольше, чем срок жизни современного ломучего автомобиля.

Подавляющее большинство российских водителей — лишние на этом празднике жизни. Их удел — вторичный рынок и отечественный автопром, где средневзвешенная цена составляет нового ТС пока всего (!) 1,15 млн. Но на нас этих «дешевых» тачек еще долго не будет хватать.