Приказано долго жить: власти прикрывают лавочку параллельного импорта машин

Приказано долго жить: власти прикрывают лавочку параллельного импорта машин

Приказано долго жить: власти прикрывают лавочку параллельного импорта машин Когда российские власти повышали с 1 августа ставку утилизационного сбора, они вроде как объясняли цели этого шага. Увеличение тарифов, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, нужно было для поддержки отечественного автомобильного рынка. Портал «АвтоВзгляд» решил, что результаты оказались немного не такими, как заявлял вице-премьер. В общем, все пошло по пути, предельно лаконично описанному филологическим виртуозом Виктором Степановичем Черномырдиным: хотели как лучше, а получилось как всегда. А может быть, даже и не хотели того, что публично декларировали?

Ведь не первый год руководители Минпромторга замужем — утильсбор был введен с подачи депутата Госдумы Альфии Гумаровны Когогиной аж в 2012 году, накануне вступления России в ВТО, исключительно полезную для экономического здоровья страны организацию. Тогда этот шаг имел целью резко сократить ввоз в страну автомобилей и максимально стимулировать их локализацию.

Повторение — мать учения

Но как мы все убедились полтора года назад, к поставленной цели наш автопром даже близко не подобрался, поскольку вместо работы над расширением отечественного производства немедленно занялся приписками, шулерством и откровенным надувательством, превратив жизненно необходимую стране локализацию в фикцию, последствия чего Россия сейчас черпает полной ложкой.

Однако памятуя о том, что повторение — мать учения, финансово-экономических блок правительства решил еще раз наступить на те же грабли для наилучшего усвоения материала. Неужели в условиях жуткого дефицита на авторынке действительно необходимо если не обрубить один из каналов поставки, то хотя бы максимально усложнить его использование?

Приказано долго жить: власти прикрывают лавочку параллельного импорта машин

Вопреки ожиданиям, поначалу рынок достаточно вяло отреагировал на депутатские и минпромторговские чудачества. Так, в июле, до эпохального решения, импорт составил 42% от общего объема проданных легковушек, а альтернативный (или параллельный, если угодно) импорт — 11%. По итогам октября доли изменились следующим образом: официальные поставки увеличились до 45%, а параллельные — снизилась до 11%.

Первые ласточки

Однако постепенно в головах крупных импортеров зашевелились мысли о том, что с параллельным импортом надо потихоньку завязывать. В условиях резкого повышения утильсбора он становится малопривлекательным. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такое соображение — ужесточение контроля за исполнением санкций рано или поздно эту малину все равно прикроет.

Угроз официальным поставкам гораздо меньше, да и цену на ТС, доставленные по долгосрочным контрактам, можно вздувать безнаказанно, компенсируя потери на утильсбор. Вон с июля по октябрь средневзвешенная цена нового авто скакнула с 2,68 млн. рублей до 3,03 млн. — и ничего. И вот первые ласточки уже прилетели. Дилерские холдинги «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» перестанут поставлять в Россию автомобили путем параллельного импорта:

Приказано долго жить: власти прикрывают лавочку параллельного импорта машин

– В дальнейшем, в связи с ограничениями по поставкам и росту стоимости параллельного импорта премиальных автомобилей из Европы, поставки будут штучными и мы переориентируем приоритеты на развитие официальных поставок китайских электромобилей и гибридных авто’, — заявила «Газете.Ru» директор по коммуникациям группы компаний «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.

Прощание с «серымыми» поставками

Судя по всему, весь параллельный импорт в ближайшее время имеет шанс сократиться до тех самых 3%, которые занимают в общем объеме продаж премиальные европейские марки, до сих пор не имеющие никакой альтернативы. Да и не жалко его, «серого», ибо изначально было понятно, что он может выполнять лишь одну роль — временной подпорки, коренным образом ситуацию на рынке не меняющей.

Другой вопрос, что за прошедшие полтора года никаких прорывов в области строительства собственного, технологически независимого от внешних поставщиков автопрома сделано не было. Да оно как бы и не ожидалось, ибо ведомство Дениса Мантурова занято какими-то другими — вероятно, более важными — делами. А у Центробанка стимулирование отечественной промышленности вообще в целях не значилось и не значится.