Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты Для отечественного автопрома подготовили новый перечень целей и приоритетов. Среди главных задач обновленного промышленного курса — независимость российских производственных линий от зарубежных компонентов. Однако нынешние проблемы отрасли не ограничиваются одной лишь нехваткой деталей. А подробнее — в материале портала «АвтоВзгляд». В рамках реализации июльского поручения Владимира Путина Минпромторг РФ разработал очередную стратегию развития автопромышленной отрасли. Предыдущая концепция, рассчитанная до 2025 года, в условиях западных санкций оказалась неактуальной. Что же изменилось? Из документа исчезли тезисы про всевозможные интеграции в глобальные рынки, зато появились пункты о «регулировании допуска иностранных компаний», в которых прежний курс России по привлечению на территорию страны иноземных автосборочных предприятий признается неэффективным.

Среди основных целей Минпромторг обозначил рост производства автокомпонентов (силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, АКП, ABS, ESP, «эирбегов») и удовлетворение спроса на отечественные автомобили на 80%.

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

По расчетам ведомства, для создания конкурентной базы деталей и достижения пресловутого суверенитета потребуется не меньше 2,7 трлн. рублей (на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — НИОКР) за весь период действия программы.

Еще по 500 млн. рублей в стратегии до 2035 года заложено на стимулирование спроса и экспорт машин российского производства. При этом основных инвестиций в стратегический проект ждут именно от бизнеса, оговариваясь, что государственная поддержка, разумеется, тоже будет «за счет различных финансовых и регуляторных мер».

Странно, но стратегия кардинального передела отрасли под давлением санкций и резким изменением экономической конъюнктуры почему-то выглядит перечислением недостатков. В свою очередь, эксперты хвалят регулятор за смелость в признании слабых мест и собственных ошибок, но отмечают отсутствие конкретики для изменения ситуации.

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

— Отрадно понимать, что у авторов документа хватило мужества признать фактическое отсутствие в стране отрасли производства компонентов, необходимых технологий, кадров, а также зависимость отечественной промышленности от зарубежных решений, поставщиков и технологий… При этом совершенно непонятно, как именно будут реализовываться указанные цели и задачи, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

В частности, есть проблемы с высококвалифицированными кадрами. Минпромторг признает дефицитным 10 000 имеющихся автомобильных инженеров, однако по существу ничего не предлагает.

— В отрасли по-прежнему сохраняется острый дефицит квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров — как на уровне автопроизводителей, так и на уровне поставщиков компонентов и материалов… Наиболее критичное воздействие дефицит квалифицированных кадров оказывает на наиболее высокотехнологичные сегменты отрасли, например, автоэлектронику, испытывающую потребность в инженерах и ИТ-специалистах, — текст «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года».

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

Вопросы остаются и в сфере достижения тотальной независимости. «Все-таки российский автопром — не сферический конь в вакууме: абсолютная самостоятельность в сегменте автокомпонентов и создание отраслевого производства полного цикла — невозможны», считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

По его словам, ни один автомобиль в мире не может быть выпущен на 100% только из отечественных комплектующих, это «натуральное хозяйство», поэтому российский автопром так или иначе будет вынужден хоть что-то закупать у партнеров. Из имеющихся рисков — замена «западной автомобильной иглы» на азиатскую.

Кроме того, автомобильная промышленность может так и не встать с колен, если «недружественные страны» введут вторичный пакет санкций, или китайские партнеры придумают собственные ограничения «в части приобретения компонентов, технологий, материалов и оборудования, программного обеспечения для локализации компонентой базы автомобильной промышленности».

Курс на независимость: сможет ли Россия заменить импортные автокомпоненты

Минпромторг пытается смягчить дискомфорт от «невесомости», в которой сейчас находится российский автопром. Поэтому предполагает три сценария «раскачки» рынка до 2035 года: базовый — с объемом продаж в 800 000 авто в 2022 году и выходом на целевые показатели 1,6 млн. авто к 2026-му; пессимистичный — объем продаж в 1,3 млн. авто к 2026 году; оптимистичный — соблюдение темпов базового сценария, с последующим ростом до 3 млн. авто к 2030-му.

Вот только несмотря на попытку сформулировать новые перспективы для автопромышленной отрасли, Минпромторг пока так и не нашел инструментов для эффективного реагирования на западные рестрикции. Об этом «красноречиво» свидетельствует и стратегический документ. Впрочем, задокументировать свои ошибки можно было бы и с меньшей помпой, учитывая и без того нарастающую напряженность политического момента.

И пусть уход иностранных производителей будет компенсирован стахановскими нормами и ориентированностью на партнерские рынки. В конце концов, иногда — без намеков на ныне популярный историзм — изоляция идет на пользу той или иной экономической нише.