Почему российскому автопрому уже в ближайшем будущем грозит полный упадок

Почему российскому автопрому уже в ближайшем будущем грозит полный упадок

Почему российскому автопрому уже в ближайшем будущем грозит полный упадок Тот, кто не желает учиться хотя бы на своих собственных ошибках, неизбежно попадет в крайне неприятную ситуацию. Один раз автомобильная отрасль уже проводила (или правильнее сказать — провалила?) масштабную кампанию по импортозамещению. Как российские автопроизводители собираются вторично наступить на те же грабли, разбирался портал «АвтоВзгляд». Первая кампания по импортозамещению началась в 2005 году с введением в РФ режима промышленной сборки. Ее результаты с полной ясностью выявились в 2022 году, когда иностранные компании фактически заморозили поставки автомобилей, узлов и агрегатов в Россию. Они остановили все сборочные заводы на территории нашей страны, за исключением китайского предприятия Haval, обосновавшегося в Туле. И тут оказалось, что достижения на поприще локализации производства у нас если не нулевые, то весьма близкие к тому. Даже сугубо российские заводы, с конвейера которых сходили машины под брендом LADA и UAZ оказались не в состоянии обеспечить бесперебойную работу без иностранных деталей.

Так, АВТОВАЗ героически собирался с июля восстановить почти весь свой модельный ряд, а в результате смог возобновить выпуск лишь примитивных Granta и Niva, причем в упрощенных комплектациях. Насколько странно смотрится латиница в названии отечественных изделий, настолько же нелепо в XXI веке выглядят автомобили без элементарных систем безопасности вроде АБС или подушек безопасности. Что касается УАЗа, то он никак не может толком восстановить сборку простых как кухонная табуретка «Буханки» и «Патриота» — после без малого 20 лет борьбы за локализацию «неожиданно» выяснилось, что и у них запредельный уровень импортных комплектующих.

Но если раньше можно было втирать очки государству и потихоньку тянуть с него денежки в виде компенсации за утилизационный сбор, то нынче обманывать стало невозможно — поток иностранных деталей перекрыт весьма основательно и, видимо, надолго. Так что с февраля 2022 года вопрос импортозамещения в различных отраслях экономики, в том числе и в автопроме, встал весьма остро, причем по всей производственной цепочке — от разработки программного обеспечения для электронных систем до финальной сборки.

Почему российскому автопрому уже в ближайшем будущем грозит полный упадок

Государство, похоже, решило самоустраниться от решения этого вопроса — вдруг он сам собой как-нибудь рассосется. Разрешение параллельного импорта, конечно, шаг важный, но абсолютно недостаточный. Таким образом автопроизводителям и дилерам предоставлена возможность выкручиваться самим. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Они и спасаются как могут — а именно, пытаются в авральном порядке переключить импорт с западных компонентов на восточные. При всем уважении к Китаю, Турции, Ирану и другим в разной степени дружественным государствам, возникает стойкое ощущение, что все это — не более, чем попытка вместо одного ярма надеть на себя другое.

К чему приведет такая страусиная политика — совершенно ясно. Лихорадочные поиски замены западным технологиям по всему остальному миру, разрозненно предпринимаемые отдельными производителями, ничем хорошим не кончатся. Отечественная техника, созданная таким примитивным способом, будет однозначно неконкурентоспособна, ее в очень скором времени вытеснят азиатские поставщики. Наша продукция окончательно деградирует как в техническом, так и в технологическом плане. И, судя по всему, именно такое будущее суждено нашему автопрому, если не изменится коренным образом сам подход к проблеме.

Необходима мощная централизованная государственная программа по импортозамещению и привлечению в отрасль инвестиций, по созданию новых предприятий и институтов. Она должна быть подкреплена реальным не скупым финансированием, с жестким контролем за расходование средств и исполнением каждого этапа.

Почему российскому автопрому уже в ближайшем будущем грозит полный упадок

Желающих подпасть под действие такой программы будет больше, чем достаточно. Поэтому разрабатывать ее должны профессионалы, а не чиновники. Иначе будет велик соблазн воспользоваться бюджетными средствами, скажем, поборникам электротранспорта, которые всерьез считают, что именно на этом поле мы должны побить всех зарубежных конкурентов.

Но развитие указанного направления потребует огромных вложений, которые в обозримом будущем не дадут никакой отдачи. И на нынешнем этапе, когда внешнее давление на экономику России столь сильно, лучше бы отложить эксперименты с «транспортом будущего» до лучших времен. А пока заняться разработками собственного современного двигателя внутреннего сгорания, микрочипов, электронных блоков управления ABS и ESP, подушек безопасности — всего того, что мы так и не научились делать.

Жаль только, что этот оптимистичный сценарий вряд ли будет реализован.