Обслуживание аккумулятора автомобильного – комплекс действий, направленных на поддержание аккумулятора в рабочем состоянии, за исключением его зарядки. Зарядка, конечно же, тоже одно из средств поддержания работоспособности аккумуляторной батареи, однако в техническом плане является самостоятельной процедурой. Поэтому мы здесь говорить о зарядке аккумулятора не станем, а подробно опишем другие действия, необходимые для обеспечения исправности и работоспособности аккумуляторной батареи.
По степени необходимого обслуживания аккумуляторы делятся на три типа.
Когда именно нужно обслуживать аккумулятор? Идеальное решение – два раза в год, перед началом и после окончания зимнего сезона. В наших условиях зима – самый тяжелый период для аккумуляторных батарей, так что очень важно подготовить аккумулятор к зиме, а затем привести его в порядок после зимы. Если же по каким-то причинам вам сложно обслуживать аккумулятор автомобильный дважды в год, делайте это ежегодно – перед началом зимнего сезона.
Начать работу нужно, естественно, со снятия аккумулятора с автомобиля. Аккумулятор снимается только при неработающем двигателе и электрооборудовании автомобиля.
Затем аккумулятор нужно отчистить от грязи и потеков электролита, если таковые имеются. Лучше всего делать это влажной салфеткой, не допуская попадания влаги внутрь аккумулятора.
Отверните крышки горловин элементов аккумулятора (6 штук). Сейчас нужно будет замерить уровень электролита. Некоторые модели аккумуляторов выпускаются в полупрозрачных корпусах, так что в таких батареях уровень электролита можно определить на глаз. При этом есть модели, на которых нанесены пометки «min» и «max». Если уровень электролита ниже метки «min», необходимо долить дистиллированную воду, доведя уровень до метки «max».
Если таких меток нет и корпус непрозрачный, замерить уровень электролита можно самостоятельно. Самый точный способ сделать это – использовать стеклянную трубку. Опускаете трубку в открытую горловину «банки», и когда она уткнется в верхнюю часть пластин аккумулятора, затыкаете верхнее отверстие пальцем и вынимаете трубку. Смотрим, сколько в нижней части трубки электролита. Если в паспорте аккумулятора не указано точно, какой уровень электролита для него предусмотрен, то уровень должен быть 10-15 мм над поверхностью пластин. То есть в нижней части стеклянной трубки электролита должно быть 10-15 мм. Если уровень электролита меньше, аккуратно долейте дистиллированную воду.
Если аккумулятору требуется подзарядка, зарядите его с помощью зарядного устройства. После зарядки обязательно дождитесь, чтобы на поверхности электролита перестали появляться пузырьки.
Затем с помощью ареометра измерьте плотность электролита. У полностью заряженного аккумулятора она должна быть не ниже 1,27 – 1,29 г/см3. Помните: чем ниже плотность электролита, тем сильнее вероятность того, что аккумулятор замерзнет зимой. Например в глубоко разряженном аккумуляторе плотность электролита может понизиться до 1,1 г,см3 и такой электролит замерзнет уже при 7 градусах мороза.
Внимание: при всех работах по обслуживанию аккумулятора автомобильного необходимо соблюдать правила техники безопасности! Аккумулятор всегда должен находиться в вертикальном положении. Допускать в помещение, где проводится обслуживание аккумулятора, детей – категорически нельзя! Помните – электролит содержит серную кислоту и при попадании на кожу вызывает сильный химический ожог!
Если плотность укладывается в норму, тщательно заверните крышки горловин элементов аккумуляторной батареи. Готово – можно устанавливать аккумулятор на автомобиль! Счастливого пути!