Volkswagen — труп, только он пока об этом не знает

Volkswagen — труп, только он пока об этом не знает

Volkswagen — труп, только он пока об этом не знает Немецкий автопроизводитель, некогда из года в год соперничавший с конкурентами за первое место на авторынке мира, переживает системный кризис. Который может стать началом конца этого столпа автопрома. Недавно Volkswagen объявил о начале крупнейшей в своей истории программе сокращения расходов. Прежде всего, VW намерен сэкономить в течение 5 лет 1 млрд. евро за счет сокращения срока разработки новых моделей с 50 до 36 месяцев. За счет сокращение вдвое количества тестовых машин-прототипов в бюджете компании должно сохраниться еще по 400 млн. евро в год. Дополнительно 320 млн. евро даст сокращение сроков подготовки производства новых моделей. Реорганизация бизнеса послепродажного обслуживания принесет Volkswagen более 250 миллионов евро в год.

Эти и ряд других мер, включая сокращение персонала, как ожидается, позволят концерну сберечь в общей сложности более 10 млрд. евро. Чаще всего столь масштабные шаги предпринимаются когда компания оказывается в экономическом тупике: руководство понимает, что дальше двигаться привычным курсом смерти подобно, но не может свернуть с проторенной дорожки, ведущей под откос.

Одно из объяснений происходящего связано с глобальным трендом на электромобилизацию ведущих авторынков планеты, в который, как ни странно, у Volkswagen не получается вписаться.

Volkswagen — труп, только он пока об этом не знает

Неприятности начались в 2019 году. Тогдашний глава Volkswagen Герберт Дисс понимал, что сохранить позиции на ключевых мировых авторынках — США и Китая — можно лишь участвуя в гонке производителей электротранспорта. VW к тому моменту уже имел собственную электрическую платформу MEB. Сейчас на ней построены модели ID.3, ID.4, ID.7.

Уже тогда было понятно, что она не совершенна и следует идти по пути Tesla: превращать электромобиль в компьютер на колесах. Была принята корпоративная концепция программно-определяемого автомобиля (SDV) основана дочерняя компания Cariad. Она должна была разработать программное обеспечение для полностью электрических автомобилей, производимых всеми брендами Volkswagen Group. Но до сих пор, за 5 лет, готовый рабочий продукт у Cariad так и не смог родиться.

Что привело к задержке внедрения архитектуры Premium Platform Electric (PPE): электромобили Porsche Macan EV, Audi Q6 e-tron и Audi A6 e-tron, включая их аппаратное обеспечение, готовы к производству, а программ для них до сих пор нет.

За такой «факап» Дисса выперли с поста руководителя VW. И новое руководство концерна заморозило все его проекты, включая строительство огромного завода электромобилей в Вольфсбурге. Параллельно Volkswagen Group остановила разработку всех платформ, посвященных электромобилям.

Volkswagen — труп, только он пока об этом не знает

Отказ от разработки электромобилей в то время, когда другие автопроизводители активизируют свои усилия в этой области, грозит тем, что Volkswagen будет вытеснен с основных рынков конкурентами. Продажи электромобилей Volkswagen быстро падают. Причем как в Европе, так и в Китае, на который приходится 40% мировых продаж Volkswagen.

Потеря этого рынка — очень плохая новость. Поскольку и продажи электромобилей Volkswagen в Европе выглядят не намного лучше. Что уже привело к недавним остановкам производства на основных заводах компании. На таком фоне решение Volkswagen инвестировать в китайского производителя электрокаров Xpeng Motors выглядит как пожарная мера. Без гарантий получения от нее положительного эффекта.

Оценивая происходящее, ряд американских и европейских экспертов называют шаги, предпринимаемые руководством VW «перестановкой шезлонгов на палубе тонущего Титаника». Что в переводе на русский означает: Volkswagen уже мертв, просто пока не знает об этом.