Минпромторг решил отучить российский автопром надеяться на китайцев Похоже, что российские власти наконец-то сделали практические выводы из историей с фактическим «отрубанием» России от европейского, японского и корейского автопрома. Но похоже, что отечественные автопромышленники этому совершенно не рады. Российские власти давным давно сделали «утилизационный сбор» и «степень локализации» рычагом, загонявшим мировых автогигантов на территорию нашей страны. Чем выше локализация, тем меньше автопромышленник тратит средств на утилизационный сбор в пользу государства — в конечном счете. Для понимания порядка цифр скажем, что для новой легковушки с объемом мотора 1—2 литра размер утилизационного сбора равен 178 000 рублей. Для авто с 2—3-литровым мотором — более 280 000 рублей и так далее. Эти суммы поставщик автомобилей (импортер или производитель) вынужден закладывать в конечную стоимость своего товара, теряя ценовые преимущества перед конкурентами.
Мипромторг считает степень локализации в баллах. Набрал 2500 баллов — государство вернет тебе утилизационный сбор целиком. До последнего времени больше всего этих самых баллов расположенный в России автозавод мог получить за счет самостоятельной штамповки кузовных деталей, их сварки, окраски и прочего. Когда из-за санкций начался уход из России поставщиков автокомпонентов, вдруг выяснилось, что высоколокализованный окрашенный кузов с отечественными колесами и салонными ковриками в полноценную машину превратиться не может. Потому что к нему нужен еще и двигатель, и КП, и электроника, и куча прочих «мелочей». Наличие которых жестко «завязано» на импорт.
Но за них локализационные баллы почти не засчитывали. Поэтому отечественный автопром приноровился закупать эти компоненты у поставщиков из той же Европы и Азии. Но урок повышенной зависимости от них, похоже, не прошел даром. Теперь Минпромторг вознамерился заставить локализоваться в России не только «кузовшину», но и моторы (включая их компоненты), трансмиссии, электронику и все прочие критические узлы автомобиля. Для этого министерство решило пересмотреть свою «балльную систему». Если планы Минпромторга воплотятся в практику, «кузовщина» перестанет приносить российским автопроизводителям порядка 1700 баллов — из 2500, необходимых для получения полного госвозмещения утильсбора.
Характерно, что первым по этом поводу возмутился КамАЗ.
– Я считаю, что это неправильно. Сейчас все надо начинать сначала: новый инвестиционный цикл, новый технологический цикл. А мы говорим, что мы будем в сторону других автокомпонентов перераспределять. Тогда никто не будет заниматься локализацией кузова, не будет использовать наш металл. То есть базовые технологии все равно должны остаться, — заявил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин в ходе конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
Камский автозавод четко понял, что новация, задуманная Минпромторгом, в первую очередь долбанет именно по нему.
Например, на недавно закончившейся выставке СТТ−2023 завод показал свои машины семейства К5. У них КП и «раздатка» — от китайской Fast Gear. Мосты — китайские HanDe. Пневматика — от китайской же SORL, гидравлика — Hyva (тоже из Поднебесной). Оттуда же электроника, топливная аппаратура, турбина… А между тем на грузовики утильсбор еще выше чем на легковушки. Там с 300 000 рублей все только начинается и доходит до 1,35 млн. за ТС с полной массой свыше 20 тонн!
Подозреваем, что и у АВТОВАЗа после нововведений Минпромторга показатели локализации заметно снизятся. Особенно если вспомнить, что даже дверные петли для LADA Niva в свое время закупались в Европе и лишь относительно недавно случился переход на отечественные. Что уж тут говорить о электронике, деталях силовых агрегатов и прочем. Наверняка в их номенклатуре можно обнаружить кучу китайского.
Полагаем, что чиновники Мипромторга, придумавшие реформу «балльной системы», наверняка окажутся под жестким лоббистским прессингом: у топ-менеджмента КамАЗа и АВТОВАЗа в этом смысле возможностей хватает. Но мы будем надеяться, что победят не лоббисты, а государственный подход к национальным интересам в автопроме. И в России пусть из-под палки, но появится более-менее самодостаточная промышленность автокомпонентов. Без китайских «корней».