Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ События последних дней на внешнеэкономическом и политическом фронтах вызвали бурную реакцию СМИ: застрявшие в Германии турбины для «Северного потока» и плановый ремонт оного обсудили во всех плоскостях. «Народное достояние» тоже уже сделало свой выбор: Россию ждет глобальная газификация как недвижимого, так и движимого имущества. Подробности — на портале «АвтоВзгляд». В последний день лета «Северный поток−1» остановился — газ по нему в Европу не будет поступать как минимум несколько дней. Как максимум — неизвестно. Алексей Миллер, глава «Газпрома», по этому поводу высказался достаточно четко, заявив, что «наши потребители, россияне, получат доступ к дешевому и надежному энергоресурсу. Особенно важно отметить, что потребители на внутреннем рынке имеют прекрасные возможности с оптимизмом смотреть в газовое будущее страны».

То есть речь не про дни и даже не про месяцы. Что это значит? Да все просто и понятно: энергетический конфликт с Европой, главным покупателем российского газа, переводит монополиста на отечественный рынок. Как и главное — когда маневр скажется на ценах и доступности АГЗС для россиян?

Газ бьет рекорды на спотовых рынках, перемалывает экономику европейских стран, краеугольным камнем которой были дешевые ресурсы из России, и становится причиной громких политических скандалов. Труба фактически перекрыта, а на границе с Финляндией, которая целиком и полностью зависела от российских поставок, но внезапно решила стать самостоятельной, горит факел по цене в 10 млн. евро в день. Как перестать сжигать и начать зарабатывать? Разберем все возможные варианты.

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Основной путь поставок газа на импорт был и остается трубопровод. Если он не работает, то газ можно ли сжижать, чтобы продавать в Азию, либо производить из него продукты переработки — те же удобрения, на которые тоже всегда есть спрос, либо строить новые трубопроводы, либо — осваивать внутренний рынок. Других вариантов нет.

Теперь разберем каждый вариант более подробно. Начнем с СПГ, о который уже столько копий сломано. Во-первых, заводов для сжижения газа у нас крайне недостаточно, но в этом направлении дела обстоят точно лучше, чем с танкерами по его доставке. Постройка новых — как предприятий, так и кораблей — вопрос, ответ на который исчисляется не столько в деньгах, сколько в годах. Быстро его закрыть нельзя. Строят, но медленно. Нужен более скоростной способ.

Азотные удобрения необходимы для увеличения урожайности, так что рост населения планеты автоматически приводят к повышенному спросу на этот продукт. Делают из аммиака, который получают в результате реакции азота и водорода — части метана. Для производства азотных удобрений нужно очень много газа, так что позволить себе такую роскошь, как завод по производству удобрений, может лишь страна, добывающая газ в больших количествах.

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Вариант? Еще какой, но все снова упирается во временной континиум — подобные предприятия обустраиваются не столь быстро, как хочется. Труба в Китай?

Есть у нас и такое, строится. Но до ее запуска пройдет немало месяцев, во время которых газ придется так же сжигать в факелах, а не менять на валюту. Добычу газа нельзя приостановить или притормозить — качай и/или качай. Газовые хранилища тоже быстро заполняются, а европейские, которые доселе принадлежали «Газпрому», внезапно национализировали (но это уже к разговору об институте частной собственности).

Так что вариант у газового монополиста, фактически, один — развивать внутренний рынок, газифицируя все вокруг. Населенные пункты, удаленные деревни, все возможные и невозможные предприятия. И, конечно, автомобили. Этот пункт выглядит особенно привлекательным, ведь построив одну заправку, можно оперативно продавать газ множеству потребителей разом. А как заставить автовладельцев «газифицироваться»?

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Во-первых, сделать «голубое топливо» разительно дешевле бензина, что достаточно просто — сейчас-то просто сжигаем. А во-вторых, наладить в стране сервис по установке газового оборудования на авто — дешевого, надежного и неприхотливого.

Чем «Газпром» — с его-то возможностями — скорее всего и займется в самое ближайшее время. Да и кредитная линия «Газпромбанка» на переустройство машины, наверняка не повредит. Назвать срок? Алексей Миллер его уже назвал: газопровод «Северный поток» проработает без планового ремонта максимум 6—8 месяцев. Наблюдаем.